- Самаряне
- под этим именем подразумевается народ, расположившийся в области десятиколенного израильского царства после разрушения его ассириянами и образовавшийся из слияния победителей-ассириян с оставшимися израильтянами. Имя же С., происшедшее от главного города разрушенного царства, дается этому народу в новозаветных книгах (Иоанн 4, 9; Матф. 10, 5; Лук. 10, 30 - 37, ср. также 13, 3 - 4 Цар. 17, 29, где это название употреблено в форме Schomronim). С. же употребляют это имя в сокращенной форме Schomrim (страсти), указывая этим названием на свою миссию охранять закон, данный Моисеем. Однако первоначально и колонисты, и израильтяне жили обособленно. Колонисты придерживались своих обычаев и чтили своих прежних богов. Некоторые даже приносили своим богам Адрамелеху и Анамелеху человеческие жертвы (4 Цар. 17, 30). Перемена в отношениях между колонистами и израильтянами произошла после появления стаи львов, которые причинили колонистам много несчастий (4 Цар. 17, 26). Для умилостивления Бога С. ввели у себя служение Иегове, и в Самарии скоро был снова восстановлен израильский культ Иеговы на высотах. За это обращение С. получили от евреев прозвание "прозелиты львов". Религия иудейская, однако, упрочивалась у С. не сразу, понадобилось несколько столетий, чтобы они забыли совершенно свои прежние верования и образовали на новой земле один народ, объединенный одной верой. По возвращении евреев из плена, С. же выразили желание принять участие в строении Иерусалимского храма, но получили отказ. Этот отказ был затем причиной враждебного отношения С. к евреям (1 Ездр., 4). С. построили на горе Гаризим собственный храм, и первым первосвященником в нем был Манассия, отлученный от алтаря в Иерусалиме за супружество с самарянкой, которую он отказался оставить (Неем. 13, 28). Этот храм был разрушен Иоанном Гирканом, г. Самария разорен до основания, а сама область была присоединена к Иудее. Помпей освободил С., и им была предоставлена самостоятельность в гражданских и религиозных делах (Иоан. 20 - 22). Вслед за восставшими евреями и С. решили свергнуть с себя иго римлян. И для тех, и других борьба с римлянами окончилась неудачей, и С., подобно евреям, были рассеяны по всему востоку и западу, где они образовали несколько колоний (в Египте, Дамаске, Антиохии и др. местах). Затем о С. почти нет исторических сведений вплоть до IV века. Когда христианство сделалось при Константине Великом господствующей религией, то С. были урезаны во многих правах сравнительно с христианами и положение их сделалось весьма тяжелым. Эти притеснения вызывали восстания, которые еще больше ухудшали положение С. и способствовали их рассеянию. Мало-помалу они замирают, как самостоятельное целое, и в истории о них никаких почти сведений не остается. В настоящее время самарянская колония ограничивается только теми С., которые живут в Наблусе (древнем Сихеме). Они живут в части города, ближайшей к подошве Гаризима, имеют свою небольшую синагогу и строго хранят свои обряды. Внутренними делами колонии заведует первосвященник, который является и судьей, решающим наследственные и спорные вопросы согласно закону Моисея.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.